Главная » 2011»Ноябрь»11 » Прошел год со времени местных выборов в Мариуполе. Что изменилось с тех пор?
22:13
Прошел год со времени местных выборов в Мариуполе. Что изменилось с тех пор?
Прошел год со времени местных выборов в Мариуполе. Что изменилось с тех пор?
11.11.2011 17:10:00
Есть ли в Мариуполе оппозиция? Хочется верить, что есть, поскольку тогда есть и контроль за деятельностью власти. Ведь любая власть, которой общество не задает вопросов, как известно, рано или поздно превращается в авторитарную и начинает тянуть одеяло исключительно на себя. В гостях у "Мариуполь-Экспресс" Дмитрий Забавин - председатель объединения СООМ, которое декларирует свою деятельность как оппозиционную.
Дмитрий Вячеславович, вы, как лидер оппозиционного объединения СООМ, можете охарактеризовать деятельность нынешней городской власти за последний год?
Сразу хочу отметить, что я не лидер оппозиционного объединения, а председатель оппозиционного объединения СООМ. И в этом есть существенная разница, потому что я координирую деятельность данной организации, а не единолично управляю местной оппозицией. Проблема у нас в том, что многие политики вешают на себя ярлыки политических лидеров и, по сути, презентуют себя людям как качественный политический бренд, хотя в большинстве своем качественными вовсе не являются. По поводу деятельности нынешней городской власти, самым большим ее недостатком является неспособность или отсутствие желания решить проблемы экологии, ЖКХ и транспорта в нашем городе. А решение данных проблем лежит на поверхности.
У вас есть свой план решения данных проблем?
Да. Мы понимаем, что, взявшись критиковать власть за определенные недостатки, обязательно нужно предлагать людям свои варианты решения проблем. Иными словами, за критикой обязательно должна быть альтернатива в решении каждой конкретно взятой проблемы, иначе люди не воспримут нашу информацию. У нас есть программа по ЖКХ «Заставь свой ЖЭК работать». Мы презентуем ее жителям многоквартирных домов в ближайшее время. Есть также альтернативный провластному проект по экологии. Вот, к примеру, по поводу проблемы с транспортом. Почему сейчас проезд 2 грн 50 копеек? Ведь он может быть дешевле. В расчеты транспортников входят какие угодно затраты, а доходы чаще всего указываются лишь с полученных средств за проезд. Тогда почему не учитывается прибыль транспортников с рекламы? Ведь это тоже деньги, причём немалые. А перевозчики рассказывают нам, какой у них убыточный бизнес. Так если бизнес убыточный, почему они тогда занимаются им? Просто перевозчики привыкли к сверхприбыли. Вот и весь ответ на вопрос. Вложив копейку, хотят получить 100 грн. При всем этом просто опасно ездить в маршрутках. За последнее время много случаев ДТП с участием маршруток. Поэтому мы открыто выступаем за систематизацию проверок транспорта. И насколько я слышал из прессы, начальник отдела транспорта и связи написал заявление на увольнение.
А в чем проблема самой структуры городской власти?
Чем больше наша власть о нас беспокоится, тем меньше нас становится. Самой главной проблемой являются депутаты-мажоритарщики, которые прогуливают сессии городского совета и игнорируют встречи с избирателями. И, что самое интересное, данную информацию озвучивал секретарь городского совета Андрей Федай, потому что он понимает, что такие безответственные депутаты негативно влияют на репутацию Партии Регионов. Часть таких мажоритарщиков не информируют своих избирателей о проделанной работе по округу по одной простой причине - этой работы не было. Я - не сторонник фразы «выбирают того, кого заслуживают». Просто во время каждых выборов людей обманывают, поэтому часто к власти приходят всякого рода политические шарлатаны. На данный момент эти депутаты ни на шаг не приблизились к выполнению своей предвыборной программы. Зачастую, в ней все красиво написано, но абсолютно невыполнимо. Так обещание одного из депутатов местного совета повысить среднюю зарплату до 5 тыс. грн и провести на достойном уровне футбольный чемпионат «Евро-2012» - это абсурд. Тут два варианта ответа: либо данный депутат просто врет людям, либо он потерял всякую связь с реальностью. С юридической точки зрения, депутат-мажоритарщик местного совета не может обещать людям подобные блага, т.к. большая часть пунктов предвыборной программы не соответствует даже компетенции народного депутата Украины. Очень жаль, что большинство политиков подобны торговцам, которые вложили свои средства в дело и ожидают прибыль.
Вы выясняли, кто из депутатов Мариупольского горсовета рекордсмены по прогулам?
Эти данные приводил секретарь городского совета. Безусловные лидеры: Дмитрий Узун (5 округ), Павел Таранов (15 округ), Игорь Клименко (35 округ).
Как избиратели могут избавиться или повлиять на депутатов-прогульщиков?
В законе Украины «о статусе депутатов местных советов» есть раздел по поводу отзыва депутата по мажоритарному округу. Так, закон предусматривает несколько вариантов отзыва депутатов. Первый способ - через городской совет. Но, учитывая ту ситуацию, что 64 из 76 депутатов представляют Партию Регионов и все 38 депутатов мажоритарщиков тоже избраны от Партии Регионов, этот способ вряд ли возможно задействовать. Второй способ: задействовать процедуру отзыва депутата жителям округа. Поводов к этому может быть несколько: -за несоответствие практической деятельности депутата местного совета основным принципам и положениям его предвыборной программы. -пропуск депутатом местного совета на протяжении года больше половины пленарных заседаний совета или заседаний постоянной комиссии; -невыполнение им решений и поручений совета и его органов без уважительных причин. На практике можно уже сейчас задействовать 1 и 2 вариант для отзыва некоторых депутатов-мажоритарщиков. В данном случае вопрос об отзыве депутата можно инициировать на сборах избирателей данного округа. В случае принятия решения о внесении предложения отзыва депутата местного совета на собрании избирателей создается инициативная группа для сбора подписей избирателей соответствующего избирательного округа в поддержку предложения об отзыве депутата местного совета, утверждается ее состав. Данные действия фиксируются в соответствующем протоколе. Протокол собрания избирателей направляется в территориальную избирательную комиссию в трехдневный срок после их проведения. После этого территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней рассматривает этот вопрос. В случае принятия положительного решения комиссия выдает подписные листы руководителю инициативной группы. Закон дает лишь 10 дней на сбор подписей, поэтому инициативная группа должна в максимально сжатые сроки собрать подписи. Для инициирования отзыва депутата нужно собрать подписи не менее 5% жителей данного округа. Это примерно 400 человек. После сбора подписей подписные листы сдаются в территориальную избирательную комиссию. Если она не выявляет нарушений, то в течение 10 дней назначает на данном округе голосование об отзыве депутата данного округа. Депутат считается отозванным, если за предложение его отзыва проголосовали не меньше 50 % избирателей, принимающих участие в данном округе. Процедура отзыва достаточно сложная и содержит множество коллизий в законодательстве, но, если задаться целью и собрать достаточно активную инициативную группу, то эту процедуру можно осуществить. Ждать очередные выборы через 4 года и терпеть безответственного депутата – это не выход. Если депутат не выполняет свои обязательства, то нужно попробовать его отозвать. Даже если не получится завершить процедуру, то, инициировав этот вопрос, можно, по крайней мере, заставить депутата лучше работать.
Как вы считаете, в Мариуполе у оппозиционных движений сейчас имеются силы и средства, чтобы инициировать такой сложный процесс?
Да. У оппозиции достаточно ресурсов для того, чтобы задействовать эту процедуру. По поводу средств. Не думаю, что для реализации данного процесса нужны какие-либо затраты. Но в этом вопросе нужно проанализировать все нюансы. Главной движущей силой в решении этой проблемы должны быть жители округа, которым надоела безответственность депутата. Если оппозиция единолично начнет реализовывать этот вопрос, у власти появится возможность спекулировать на том, что оппозиция, таким образом, пытается привлечь к себе внимание. Однако мы, безусловно, готовы помочь жителям города задействовать эту процедуру на всех ее стадиях. Но это не должно выглядеть так, как будто оппозиция единолично решает эту проблему.
Говоря о возможных перевыборах, вы собираетесь принимать в них участие в качестве кандидата?
Говоря о возможных перевыборах в мажоритарных округах, хотел бы уточнить следующее: я баллотировался на прошлых местных выборах по 35 мажоритарному округу. Я сам проживаю в этом округе, поддерживаю связь с избирателями. На двух участках в этом округе за меня отдали свои голоса более 20% избирателей. Мы проводим регулярные встречи. Помимо общегородских проблем стараемся решить проблемы этого округа, поэтому буду баллотироваться только в том случае, если перевыборы будут на этом округе. Во всех остальных случаях оппозиции было бы целесообразно выдвигать единого оппозиционного кандидата. При этом кандидат обязательно должен сам проживать на этом округе, иначе теряется связь между избирателями и депутатом. Было бы неразумно жителям МКР Восточный выбирать человека, который проживает в р-не АС 2. В лучшем случае избиратели увидят этого депутата на следующих выборах. Первоочередная цель - убедить голосовать за программу кандидата, а не за его портрет. И это должна быть самая главная составляющая.
Но ведь вы сами сказали, что предвыборная программа может быть лживой?
Да. И, более того, ныне действующий ЗУ «О выборах депутатов, по которому избирался нынешний состав городского совета, вообще не предусматривает регистрацию предвыборных программ кандидатов в депутаты. То есть кандидат в депутаты может вообще не презентовать свою предвыборную программу, обещать на словах людям все земные блага, выиграть выборы, а потом к нему просто не получится предъявить претензии, т.к., по сути, официально он ничего и не обещал. Поэтому избиратели сразу должны отсеивать тех кандидатов в депутаты, которые не презентуют свою предвыборную программу в печатной форме. Такие кандидаты не имеют морального права претендовать на депутатский мандат. И именно избиратели должны следить за выполнением предвыборной программы депутатом.
Какими способами местная оппозиция собирается защищать права мариупольцев в ближайшем будущем? Мы увидим громкие акции протеста или борьба продолжится на уровне жалоб, писем, судов, встреч?...
Если проанализировать нашу деятельность сначала осени, то можно сделать вывод, что СООМ сейчас удачно совмещает все перечисленные вами действия. Наряду с обращениями, жалобами в ЖЭКи, органы местного самоуправления, встречами с жителями города, мы также принимаем активное участие и в акциях протеста. Более того, наши представители в частности являются также и организаторами отдельных акций протеста. 2 октября по инициативе «Общества участников приватизации» был проведен митинг против законопроекта 9127. На прошлой неделе по инициативе ГО «Совесть» был проведен пикет «"НЕТ" БЕСПРЕДЕЛУ МАРШРУТЧИКОВ НА ДОРОГАХ!». В данный момент мы вырабатываем стратегию и тактику деятельности нашей организации. За счет расширения и реорганизации СООМа в дальнейшем мы сможем ускорить реализацию нашей программы, а также улучшить подготовку к различным мероприятиям.
Какие ближайшие планы у СООМа?
В первую очередь реализация программы «Заставь свой ЖЭК работать». К этой же программе мы добавим вопрос улучшения качества предоставляемых услуг «Мариупольтеплосетью».