Жилищное «народовластие» – панацея или гибель?
В некоторых ОСМД-ОСББ люди из себя самих создают комитет "выбивальщиков долгов", обычно из бойких пенсионеров и бравых молодых парней, желающих воздействовать на соседей своим видом. Эти люди стремительно начинают походить на Швондера и остальных известных персонажей из домового комитета.
На фото - кадр из фильма Владимира Бортко "Собачье сердце" по одноименной повести Михаила Булгакова. Швондер - пролетарий, "выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома", пришел к профессору Преображенскому с очередными требованиями в соответствии с решениями домкома.
В последнее время к нам все чаще поступают вопросы и предложения относительно так называемой концепции народовластия. Одни люди это воспринимают точечно, например, как организацию объединений совладельцев многоквартирных домов (пресловутых ОСМД-ОСББ) или органов самоуправления (ОСН), а другие предлагают целую схему выдвижения народных героев и построение пирамиды снизу вверх. Создание данной атмосферы продиктовано, с одной стороны, деградацией государственных структур, отсутствием системы контроля и ответственности, что, конечно, сказалось на качестве жизни всех нас – жителей Украины, с другой – появились люди, рядовые жители, желающие управлять, казалось бы, элементарными вопросами, например, в сфере ЖКХ. На первый взгляд, хорошая идея – самоорганизация граждан, объединение их в разрешении конкретных проблем своего дома.
Сразу скажу, что не стою на позиции «не стоит этого делать», но уже сейчас вижу огромные подводные камни и желание некоторых людей и даже целых организаций под видом «спасения народа от некачественной работы государства» втюхать свои понятия.
Попробую рассмотреть плюсы и минусы жилищного «народовластия», которые видны практически сразу. Вот, например, цитата о предлагаемых благах из уставного документа одной организации жильцов многоквартирного дома – и эти тезисы, в принципе, стандартны.
Громадяни:
1. Стають власниками майна та приміщень загального користування в будинку.
Однако: Не все люди, подписывающиеся под желанием вступить в ОСББ, понимают, что они сами теперь несут ответственность за исправность и слаженную работу всех жилищных систем и территорий, ремонт, который порой выливается в непредсказуемые цифры. А что делать с должниками или малообеспеченными семьями, которые в случае решения членами ОСББ перейти на альтернативное энергообеспечение, не смогут платить или не дадут своего согласия? А разве остальные не понимают, что платить иногда придется и «за соседа»?
Или, случается так, что одни жители, оказавшись предприимчивее других, занимают подсобные помещения под парикмахерские, ремонтные мастерские или различные киоски из сферы услуг. Иногда они официально заключают договор с руководством ОСББ, и тут начинается скандал – хозяева все, а помещения почему-то достались кому-то одному. А как быть с теми помещениями или придомовой территорией, которые уже проданы местной властью?
2. Мають можливість створити власну управлінську структуру для вирішення проблеми утримання будинку;
Однако: Один из больших подводных камней – СТРУКТУРА, какова она на практике? Как правило, это председатель и небольшой комитет, который то собирается, то не может собраться в силу житейской занятости. И, что самое главное, в самом начале регистрации объединения пишется Устав, в котором и очерчиваются полномочия, сферы влияния, избираемость, отзыв, методы контроля и так далее. Зная наш менталитет, очень большие полномочия зачастую отдаются председателю по принципу «снятия с себя забот». По факту потом получается, что председатель либо не справляется с обязанностями и объемами, либо «случайно» пропадает с какими-то деньгами жителей ОСББ, либо часть денег от аренды помещений присваивает, либо пользуется придомовыми территориями себе во благо. И этих «либо» еще очень много.
Более того, часто договора, заключенные между бывшим сбежавшим председателем ОСББ и лицом, которое арендует помещение в доме, сказочным образом исчезают. У последнего – задолженность, но он отказывается платить, еще и самовольно захватив дополнительную территорию и при этом прикрываясь договоренностями с бывшим председателем, которого уже и следа нет. Или вообще часть помещений и территорий обесцениваются и продаются – тогда новому председателю вообще правды не добиться.
3. Мають можливість покращити фізичний стан будинку і умови проживання у ньому;
Но: По собственному опыту знаю, что на собрании одного из ОСМД (ОСББ) было решено: размер ежемесячного взноса составляет 126 грн. Считаем: 4 подъезда в 16-этажном доме – это 256 квартир, итого 32 256 грн. на улучшение обустройства дома. По факту эти деньги расходятся лифтерам, дворникам, электрикам, сантехникам, председателям, но некоторым из них при вызове на дом жители все равно платят отдельно за работу. И тут всегда очень трудно уследить, где фонд зарплаты заканчивается, а где начинаются затраты на обустройство – сколько, куда и чего тратится. Тогда у ОСББ возникает вопрос о содержании сметчика, аудитора и бухгалтера, чтобы контролировать качество услуг, ремонт или капитальное обустройство спортивной площадки. Ведь что такое организация строительных или ремонтных работ, знают все.
Вот и выходит, что ОСББ, для того, чтобы наладить обслуживание коммунальными услугами жителей дома, заниматься ремонтами, уборкой территории, стройками, должен стать предприятием, где работает целый штат сотрудников. Содержат это предприятие сами жильцы за свои деньги в обмен на то, что будут избавлены от всех жилищных неурядиц. Задайте себе вопрос: как будет выглядеть эта работа «на общественных началах»? Сможет ли ОСББ убитых хрущоб организовать и проконтролировать, например, капремонт, и сколько придется заплатить жителям? А если половина из них – пенсионеры и льготники?
4. Отримують механізм для розв'язання проблем спільного проживання у будинку;
Однако: В варианте возникновения спора между самими членами ОСББ это «механизм» выльется в грандиозный скандал, где кто прав, кто виноват – не разобраться. В варианте спора ОСББ – государство: все обращения жителей дома – членов ОСББ – к государству по поводу, например, отключения от отопления, будут заканчиваться ответом: «мы ответственности не несем за все, что у вас там происходит, сами захотели»
Еще один подводный камень: очень часто люди, которые предлагают организовать ОСББ, тут же сразу предлагают частные структуры, так называемых «надежных» подрядчиков, которые готовы обеспечить жителей всеми «прелестями» – услугами в сфере ЖКХ, но при этом надо понимать: хозяин – барин. Завтра именно эта частная структура будет определять, сколько платить и на каких условиях, и вы попадаете автоматически из категории владельцев в категорию зависимых от них.
5. Мають можливість контролювати якість робіт у будинку;
Но: контролировать вы-то попробовать можете. Насколько можно повлиять, зависит от многих факторов и, в том числе, от Устава, полномочий и всех вышеперечисленных моментов. Еще одно «но»: в доме еще можно как-то контролировать ситуацию, а что делать с системами и работами, которые касаются общих коммуникаций, подведенных к этому дому? Представим, что нет горячей воды. Жители – не должники, все трубы поменяны на «евро-», всеобщим решением, а воды нет, и вы получаете ответ, что прогнила общая коммуникация, которая относится к другому району или стоит на стыке с вашей евросистемой. А если эта коммуникация принадлежит другому ОСББ и они не хотят или не имеют возможности ее модернизировать? А с государства эти проблемы сняты!
6. Розширюють можливості для щоденного спілкування мешканців будинку;
Между тем: позволю себе рассказать недавнюю историю, свидетелем которой стала. Моя подруга, член ОСББ, предложила соприсутствовать на очередном собрании жителей и членов ОСББ. Тема встречи: «Вопрос о повышение тарифа на содержание дома, а также вопрос о том, нужно ли за отопление платить не в отопительный сезон (то есть разделять сумму равными частями на год) или платить большой суммой только в месяцы отопительного сезона». Из 256 квартир на собрание пришло 12 человек. Из них:
- несколько пенсионеров, которые, только услышав о теме повышения тарифов, были готовы рвать на куски всех, кто это произносит;
- несколько «мамаш», мужья которых деньги зарабатывают, а они дома сидят – особой точки зрения не имеют, у них позиция «как люди решат»;
- несколько «новых украинцев» – пришли послушать, сколько денег платить и рассказать всем, что когда они были в Италии, то «видали» современные технологии, что к этому надо стремиться, меняя вообще все на супер-евро- – «ну и пусть оно будет за очень большие деньги»;
- некоторые «чудо-предприниматели», которые под шумок заняли придомовые территории, например, под стоянку или под швейную мастерскую, и живут себе – зарабатывают на соседях деньги;
- ну, и, конечно, пришли противники «таких чудо-предпринимателей», которых душит жаба, что эти территории достались не им.
Никакого разговора о тарифах так и не произошло. После полутора часов ругани, почти с драками, собрание перенесли на две недели.
7. Мають реальні важелі впливу на порушників загальних домовленостей;
И все же: Кто, на кого и как может влиять? В некоторых объединениях подобный пункт в исполнении вообще доходит до абсурда. Люди из себя самих создают комитет «выбивальщиков долгов», обычно из бойких пенсионеров и бравых молодых парней, желающих воздействовать на соседей своим видом. Эти люди стремительно начинают походить на Швондера и остальных персонажей из домового комитета. Обычно на такие «общественные» должности так и тянет граждан, которых хлебом-салом не корми – дай возвыситься над другими. Или любителей сплетен, желающих больше знать о жизни соседей. Так или иначе, ОСББ очень скоро станет напоминать известный фильм «Эксперимент», сюжет которого повествует о том, как простых граждан поделили на заключенных и надсмотрщиков в целях психологического эксперимента, и выявилось, что роли прижились. Через время получилась настоящая тюрьма.
«Чем хуже у Вас получается – тем выгоднее это власти!»
Все вышеперечисленные пункты говорят только об одном – государство, создавая ОСББ, полностью снимает с себя ответственность за состояние жилищного фонда. Навсегда. А в Жилищном кодексе, который уже принят в первом чтении, есть норма и о том, что взыскание долгов может производиться в принудительном порядке. Вплоть до продажи задолжавшего дома.
Народовластие, которое предлагается гражданам – не что иное, как шулерство, обман. И в абсолютном большинстве те глашатаи «народовластия», которые втюхивают людям идеи «народного контроля» и «народной жилищной собственности» – шулеры и пройдохи, которые преследуют вполне осязаемые цели. Либо – встать во главе жилищных объединений и делать на этом деньги, либо оседлать общественного коня и на этом сивом мерине въехать во власть. Есть и исключения, когда сторонники ОСББ – романтики и, обманываясь сами, они обманывают своих сограждан. В единичных случаях случаются до поры-до времени успешные ОСББ, когда и дом новый, и руководители объединения – деловитые, шустрые и справедливые, способные умело и честно организовать работу.
Но и здесь надо понимать, что пора-время – не за горами, и когда государство свалит заботу о жилье на плечи самих жильцов окончательно, когда монополисты взвинтят тарифы, а банки и поставщики всевозможных услуг получат возможность забирать жилье за долги, жителям придется думать не про ОСББ или ОСН, а про отряды самообороны, чтобы защитить себя и своих соседей от возможного беззакония и не оказаться на улице. И чем раньше люди перестанут ходить стадом за поводырями, принимая гибельный путь за дорогу к благоденствию, чем раньше они поймут, что ОСББ и ОСН – никакое не народовластие, а еще одна возможность ограбить население, тем скорее придут другие, правильные мысли – о том, например, как защищаться.
Автор: Анна Калинина (Преображенская) специально для "Великой Украины"
|