01.02.2011 12:00 Жить в Украине становится дороже
Февраль в Украине начинается с сообщений о подорожании электроэнергии, коммунальных услуг и моторного топлива. Экономисты прогнозируют дальнейшее повышение цен на продовольствие и другие товары. Главной причиной февральской инфляции независимые экономисты называют централизованное повышение с первого февраля тарифов на электроэнергию на 30 процентов для населения, потребляющего в месяц более 150 киловатт часов. А также рост тарифов на водоснабжение на 15 процентов. В Киеве и ряде других городов ожидается еще и подорожание на 28,8 процента центрального отопления и горячего водоснабжения. А увеличение Россией экспортной пошлины на нефть может повлечь не только удорожание бензина и дизельного топлива, но и продуктов питания и других товаров. Коммуналка не станет более качественной Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь в интервью назвал февральское повышение тарифов на коммунальные услуги неотвратимым и затянутым во времени "по политическим причинам". Ведь рост цены газа осенью, как напомнил экономист, охватил не только население, но и предприятия теплокоммунэнерго. И сегодня коммунальщики нуждаются в дополнительных средствах для обеспечения своей деятельности и не имеют никаких резервов для улучшения услуг населению, подчеркнул Жолудь. Он уверен, что украинцы теперь "будут платить дороже, но за услуги, примерно, такого же качества", поскольку на повышение качества у коммунального сектора средств не останется. По его словам, сегодня отрасль, скорее, стоит перед проблемой сохранения тех услуг и того их качества, которые уже имеются. Тем не менее, как подсчитал Жолудь, стоимость коммунальных услуг не должна превышать 15 процентов от среднестатистического украинского семейного бюджета и становиться непосильной для населения. Инфляционный след нефти Помимо подорожания коммунальных услуг, Украина с первого февраля сталкивается с увеличением Россией экспортной пошлины на нефть с 317,5 до 346,6 доллара за тонну. По оценкам Жолудя, все расходы, связанные с этой мерой, в конечном счете, снова будут возложены на потребителей. Первым и непосредственным признаком этого экономист считает увеличение цены бензина и дизельного горючего на автозаправочных станциях. Более отдаленным последствием этого, как сказал Жолудь, станет увеличение транспортных расходов производителей и торговцев. А подорожание перевозки товаров и продуктов питания, в свою очередь, приведет к росту цен на них. Согласно подсчетам экономиста, обычно это составляет около трети той суммы, на которую подорожает моторное топливо. Однако премьер Николай Азаров, выступая по телевидению, попытался опровергнуть эту версию, заявив, что "цены на продовольствие растут не потому, что у нас цены на бензин выросли, а цены растут потому, что растут в мире". Он напомнил, что в августе стоимость пшеницы на мировых рынках была около 160 долларов, а сегодня, по словам премьера, уже около 360 долларов. Война пошлин Большинство украинских нефтеперегонных заводов принадлежит российским компаниям. И они, как правило, получают сырье из России по специальным договорам, позволяющим избежать уплаты экспортной пошлины. Это их преимущество перед НПЗ, находящимися в собственности украинского капитала и государства, как сказал Жолудь, может и не принести никакой прибыли. Ведь украинское правительство все настойчивее угрожает отменить нынешнюю нулевую ставку на ввоз светлых нефтепродуктов и ввести импортную пошлину для "защиты национального производителя". Накануне премьер-министр Азаров заявил, что в атмосфере роста мировых цен на нефть, превысивших 100 долларов за баррель, "наши нефтепереработчики сталкиваются с конкуренцией нефтепродуктов, которые стали вытеснять их". Премьер сказал, что доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке уже составляет 54 процента. И коль уж "Россия ввела экспортные пошлины на нефть, так спокойно совершенно, пошлину очень значительную", то "каждая страна имеет право себя защищать". В отличие от Азарова, замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев не считает, что 40-процентная доля импорта нефтепродуктов чем-либо угрожает национальным нефтепереработчикам. Сокращение наполовину внутреннего производства бензина в последние годы, как не исключил эксперт, могло стать реакцией на "невиданные льготы одним участникам рынка в ущерб другим". Ранее в прессе активно обсуждался скандал вокруг компании "Ливела", получившей по решению судов право ввозить нефть и нефтепродукты без уплаты акцизов и НДС и "покупать нефть украинской добычи в три-четыре раза дешевле ее рыночной цены".
|