27.10.2010 11:29
Местные выборы 31 октября станут первым референдумом доверия новопостроенной вертикали однопартийной власти.
Но списывать весь результат исключительно на этот великий ресурс (о величии ресурса — cм. «Инструментарий манипулятора») не стоит, поскольку в некоторых регионах (Донбасс, Крым, Запорожье, Николаевщина, отчасти Харьковщина и Одесщина) ПР и ее мажоритарщики и так победят без какихлибо проблем. Задачей админресурса на этих территориях будет не победа Партии регионов, а минимизация представительства иных политсил во власти, пусть даже это будут союзники и попутчики регионалов (недаром столько жалоб раздается из Крыма). Снятие с выборов оппозиционных и просто «ненужных» кандидатов, равно как и волюнтаризм при подсчете голосов, будут иметь место, но в целом монополии ПР в этих регионах ничто особо не угрожает. К тому же админресурс можно и не применять — достаточно манипуляций на уровне обработки протоколов и установления итоговых результатов. Кроме того, в ряде областей и городов (Одесса, Херсон, Николаев, Харьков, не говоря уже о городах поменьше) имеются противоречия и претензии в стане самих регионалов по поводу определенных «свыше» кандидатов. Начинает работать закон внутривидовой борьбы: устранив конкурентов и монополизировав власть, победившая команда начинает разборки между собой. Местные выборы — первая битва внутри местных регионалов, предвестник грядущей битвы больших группировок на вершине власти. Проигравшие представители команды, которым порекомендовали не баллотироваться ради партийной дисциплины, уже сейчас являются потенциальными фрондерами, а в будущем могут считаться ресурсом для строительства внутрипартийной оппозиции.
Поствыборный сценарий В тех случаях, когда вопрос в выгодном власти духе не удастся урегулировать в ходе выборов, начнут реализовываться сценарии создания лояльного большинства в советах. Формирование местных советов должно, согласно планам Администрации президента, завершиться максимум за тричетыре послевыборных месяца. Целью этого этапа будет изоляция депутатов от Батькивщины — там, где они все же пройдут во власть, — от принятия решений. Задачей-максимум является создание по возможности большего числа практически однопартийных советов. Так как в чистом виде это невозможно, формальный декорум демократии будет всетаки соблюден, однако практически везде партия власти захватит основные командные высоты в советах. Исключением может стать значительная часть Западной Украины, где упор будет делаться не столько на показатели самой ПР, сколько на перевербовку мажоритарщиков. В зависимости от ситуации в каждом конкретном городе и районе тушками могут быть все, включая партию «Свобода». Зато в дальнейшем свободовцы станут следующей политсилой, которую будут стараться выдавить из сферы принятия решений: к 2012 году партии власти желательно, чтобы тягнибоковцы не занимали должностей выше глав захолустных галицковолынских райсоветов. На востоке и юге будут изолированы представители Сильной Украины Сергея Тигипко, коммунисты, витренковцы и все остальные, кто будет мешать созданию монопартийной власти. При этом статус официальной оппозиции будет различным в каждой из областей. В Крыму возможно создание коалиции ПР и «русских партий» против коммунистов; на Одесщине и Днепропетровщине — блокирование с Тигипко; на Западной Украине — с Тигипко, Яценюком и Балогой; в центре — Балогой и Тигипко (с последним — особенно на Полтавщине). На Черниговщине возможен альянс местной Нашей Украины (здешний губернатор является последней креатурой Ющенко) и ПР, что решит проблемы в этом традиционно «украиносознательном» регионе. Создание нужных комбинаций в местных советах будет происходить с одновременным уменьшением количества депутатов в тех советах, где Партия регионов и ее союзники все же не получат большинства. Согласно июльским изменениям в Законе «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых и городских голов», для города с населением свыше 2 млн количество депутатов горсовета может быть установлено в пределах от 76 до 150; для одно-двухмиллионного города — от 76 до 120; 0,5–1 млн жителей — от 60 до 90; 250–500 тыс. жителей — от 50 до 76 и т. д. В большинстве советов было принято решение об уменьшении числа депутатов, которое преподносится как экономия народных денег. На самом деле за таким внешне популистским решением кроется циничный расчет: чем меньшее количество депутатов находится в местном совете, тем проще создавать нужное большинство.
Выборный калькулятор Итоговая цифра «региональных побед», согласно кулуарным источникам, не должна быть ниже процента, полученного Виктором Януковичем в том или ином регионе на президентских выборах. За основу вроде бы взят показатель первого тура. Проголосовавших за списки своей партии в областные советы власть хотела бы увидеть не менее 44% голосов, с повышением до 80% на востоке, 60–70% на юге и с уменьшением до 30% на западе страны. Стоит напомнить, что усредненный процент голосов за Януковича в первом туре президентских выборов составил 35%. Одновременно власть наметила несколько регионов, где требуется не только сохранить, но и нарастить показатель ПР. В их числе — Запорожская, Днепропетровская, Сумская, Черниговская области, Киев и Севастополь. Эти регионы не зря рассматриваются как приоритетные — «сине-белый пояс» должен плотным полукольцом охватить «украиноцентричные» области. Следующим этапом будет внедрение в центральную Украину. На западе и отчасти в центре больший, чем на количество процентов, упор делается на вербовку мажоритарных кандидатов. Откровенно не рассчитывая на голоса в той же Галичине, ПР будет осуществлять там власть через советы более высокого уровня и через губернаторов. Правда, некоторых из областных начальников после выборов могут поменять, но от имени нового главы региона суть ситуации не изменится. Иную альтернативу корректировки результатов выборов представляет отмена райсоветов вообще. В принципе, резон в этом есть, но только для небольших городов с населением не более 200 тыс. К примеру, в Одессе райсоветы были отменены еще в конце 1990-х годов, но ситуацию в городе это никак не улучшило. Зато в Донецке, где имеется 11 райсоветов, было приятно решение об увеличении числа их депутатов: на родине регионалам опасаться некого, а желающих пристроиться в список так много, что пришлось изыскивать способы дать им хотя бы видимость власти. «Не те» райсоветы (на примере Киева) могут распустить уже после выборов: в случае минимального участия в них регионалов последним терять будет нечего. А финансовые и моральные потери людей, прошедших по спискам иных партий, и тем более мажоритарщиков, «шерифа не волнуют».
Голос народа Похоже, конфетно-букетный период в отношениях ПР и населения Украины закончился, так и не начавшись. Произошло это еще в августе — после заявлений о потенциальном повышении пенсионного возраста, цен на газ и коммунальные услуги, первых признаков продовольственной паники. В сентябре–октябре стало ясно и отношение власти к мелкому и среднему бизнесу: квинтэссенцией его можно считать высказывание вице-премьера Бориса Колесникова о равных налогах для бабушки с семечками и супермаркета. И вот они — итоги девяти с половиной месяцев правления регионалов. За три недели до выборов мы видим высокий уровень мобилизации на «крайних полюсах» — на Донбассе и в Галичине, глобальное недовольство экономической ситуацией и падение доверия к власти. Так, наибольшая явка избирателей ожидается на Донбассе и западе страны. Это означает, что наиболее мобилизованный электорат имеют, с одной стороны, Партия регионов и Компартия, а с другой — Свобода и Фронт Перемен. Украина стала еще ближе к «делению на два». Но есть и объединяющие соотечественников черты — рост пессимизма и озлобления. По данным Киевского международного института социологии*, 83% украинцев остаются неудовлетворенными экономическим положением в текущем году, 60% недовольны политической ситуацией, 75% обеспокоены уровнем инфляции, 56% — безработицей, 51% — бедностью, 37% — коррупцией и 36% — общими экономическими проблемами. Политические проблемы волнуют лишь 11% опрошенных. Другие данные — еще показательнее. Согласно проводившемуся в первой декаде октября опросу Центра Разумкова**, 58,3% граждан Украины считают, что результаты выборов будут сфальсифицированы, при этом лишь 30,2% уверены в обратном. При этом мы по-прежнему остаемся инертными и равнодушными, способными лишь на жалобы и нытье. Согласно этому же опросу, в случае фальсификации выборов только 14% респондентов готовы принять участие в мирных акциях протеста, тогда как 12,9% примут решение в пользу протеста в зависимости от того, какими будут масштабы фальсификаций и какая именно политическая сила будет эти фальсификации осуществлять. А большая часть — 63,2% — не готова участвовать в протестных акциях. Давно ведь известно — наша хата с краю. Характерно, что за последние месяцы изменились и оценки деятельности президента. Если весной большинство опрошенных Центром Разумкова считали, что действия Виктора Януковича направлены на защиту общенациональных интересов, то в августе и октябре — речь шла о том, что он, прежде всего, защищает собственные интересы и интересы президентского окружения. Возросла с весны и доля тех, кто считает, что новая власть не оправдала их ожиданий (соответственно 6% и 19,2%), а также тех, кто ответил: «Я от новой власти ничего хорошего не ожидал, так и произошло» (соответственно 12,7% и 19,2%) и «Я от новой власти ничего хорошего не ожидал, но она оказалась еще хуже» (соответственно 5,3% и 12,9%). Только 30,7% уверены, что нынешняя власть — лучше прежней. Зато 44,7% высказываются в пользу того, что нынешняя власть ничем существенно не отличается от предыдущей. Также, что удивительно, выросла доля тех, кто утверждает, что нынешняя власть хуже прежней (с 12% до 17%).
ПР и пустота К следующим, уже парламентским, выборам Партия регионов хочет увидеть страну, в которой ни одна из партий, помимо них, не сможет называться серьезной политической силой. «Номером два», судя по всему, назначен Серей Тигипко, которого делают формальным оппозиционером на юго-востоке. Что касается Арсения Яценюка, то его место в украинском политикуме определится по результатам как раз этих выборов: если он наберет мало голосов, то с его политпроектом никто и считаться не будет. Из прочих партий серьезные шансы пройти в советы имеют два антагониста — Свобода и КПУ. Остальные партии, даже получив места в советах и, возможно, должности мэров небольших городов, вряд ли будут представлять собой в будущем какую-то значимую политическую силу. Поставив себе задачу закрепиться на местах, они будут готовиться к парламентским выборам, и многим из них даже лучше, чтобы выборы эти прошли как можно позднее. А все потому, что Партия регионов надеется, что к 2012 году, и тем более к 2014–2015 гг., Юлия Тимошенко и ее партия будут низведены до уровня максимум 4–5% голосов, колеблясь на грани прохождения в парламент. Все прочие политсилы охотно поддакивают власти в этом, надеясь занять освобождающуюся нишу. А заняв ее, начнут обещать «улучшение жизни уже завтра».
* Опрос проводился 8 – 20 сентября. Участвовали 1519 респондентов по всей территории Украины (национальная выборка в 1269 респондентов + дополнительная выборка в 125 ответивших для Киева и 125 — для Крыма). Погрешность — 2,6%. Исследование финансировалось Агентством международного развития США (USAID). ** Опрос проводился с 30 сентября по 5 октября. Участвовали 2007 респондентов старше 18 лет в 129 населенных пунктах (из них 75 городов и 54 села) во всех регионах Украины. Статистическая погрешность не превышает 2,3%.
Читайте также «Инструментарий манипулятора: перечень возможных источников фальсификации и манипуляции результатами выборов»
Павел Серов, «Контракты»
|