Главная » 2013»Май»25 » О предложениях общественности по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Мариуполя
00:15
О предложениях общественности по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Мариуполя
О предложениях общественности по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Мариуполя
Представители общественного объединения «СООМ», мариупольской городской общественной организации «Гражданское объединение СОВЕСТЬ» и ОО «Вектор-Восток» провели комплексный анализ качества услуг по содержанию домов и придомовой территории в нашем городе и решили обнародовать свое мнение. Публикуем для обсуждения их материал, присланный в редакцию «Приазовского рабочего», и комментарии специалистов.
В результате анализа не удалось вывести общий коэффициент качества услуг ЖКХ в Мариуполе. Это связано с тем, что, например, в одних многоэтажных домах услуги могут оказываться качественней, чем в других. Представители общественных организаций уверены, что в Мариуполе необходимо изменить нынешнюю систему жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель общественного объединения «СООМ» Дмитрий Забавин считает, что Мариуполю необходима комплексная реформа жилищно-коммунального хозяйства. Она должна состоять из комплекса различных мероприятий по реорганизации системы ЖКХ. В ближайшее время общественные организации направят обращение в органы местного самоуправления с предложениями реформирования системы ЖКХ по разным направлениям.
Общественники предлагают реформу, состоящую из четырех элементов. Первое - введение прозрачной системы затрат предприятий на содержание каждого дома и его придомовой территории. Для этого необходимо ввести отдельный лицевой счет по оплате услуг ЖКХ для каждого многоэтажного дома. В этом случае жители дома будут видеть, на что уходят их деньги, оплаченные за содержание дома.
Если воплотить в действие такую систему, тогда в квитанции за оплату услуг будут указываться сумма, которая будет на балансе дома, и затраты на текущее содержание дома, фонд оплаты труда и т. д. Оставшиеся средства постепенно будут аккумулироваться на счете дома, и со временем на эти деньги можно осуществлять какие-то глобальные ремонтные работы в доме.
Второе - разрешить жителям многоэтажных домов самостоятельно определять перечень и периодичность оказания услуг по содержанию дома и придомовой территории. Законодательство Украины и нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти определяют типовые показатели и нормы услуг.
Но это не значит, что перечень этих услуг и частота их оказания являются исчерпывающими. К примеру, если жители одного дома хотят, чтобы уборка лестничных клеток в их доме проводилась ежедневно, то они должны иметь право получать такую услугу, но, естественно, это будет стоить дороже обычного тарифа. Если же жители какого-то дома хотят отказаться от уборки лестничных клеток или придомовой территории и проводить ее собственными силами, то они также должны иметь на это право. В таком случае жители дома будут платить за услуги по содержанию дома меньше ныне действующего тарифа.
Такая же схема должна быть и по услугам освещения мест общего пользования, обслуживания сантехсистем дома и по ряду других услуг, которые оказывают предприятия ЖКХ. При этом стандартный тариф должен так и оставаться на уровне 1,7 грн. за м2 и меняться в большую или меньшую сторону только по общему решению жителей дома, исходя из выбранных качественных и количественных показателей услуг.
Следует отметить, что данный механизм может быть реализован не во всех домах, а только в тех, в которых все жители достигнут консенсуса в вопросе, как должен содержаться их дом и придомовая территория. Именно поэтому данную реформу нужно определить как право, а не обязанность.
Третье - утвердить единый для города стандарт по содержанию и благоустройству дворов и придомовых территорий. Не должно быть так, что только несколько дворов у нас в городе благоустроены и выигрывают в конкурсах как лучшие дворы, в то время как придомовые территории остальных 99% жилого фонда находятся в достаточно плачевном состоянии. Безусловно, чистый двор и придомовая территория - это в большей степени заслуга жителей дома, которые принимают активное участие в его благоустройстве. На основании опыта благоустройства лучших дворов и должен быть утвержден единый стандарт по содержанию и благоустройству дворов и придомовых территорий. При этом нужно в корне изменить подход и выбирать лучший двор, исходя из принципа – лучший из лучших дворов. Это было бы правильнее, чем выбирать один идеальный двор среди тех, которые благоустроены значительно хуже.
Четвертое - сокращение штата работников жилищных предприятий, оптимизация. Но не в том понимании, в котором это привыкли осуществлять руководители предприятий, сокращая штат уборщиков и дворников. Сокращать нужно исключительно управленческий штат предприятий. Ранее органы местного самоуправления сделали шаг в данном направлении, осталось завершить оптимизацию системы ЖКХ и уменьшить административный аппарат предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
«Предложенные нами реформы не требуют ликвидации существующей системы ЖКХ. Было бы неразумно в одночасье разрушить одну систему, предварительно не построив другую. Иными словами, мы не можем сказать, что сегодня мы ликвидируем все жилищные предприятия, а завтра в каждом доме создадим ОСМД. Этот путь в никуда. Реформы, прежде всего, призваны значительно улучшить качество услуг, ввести прозрачную систему затрат средств за услуги по содержанию дома и придомовой территории. Еще одной из составляющих является внедрение дифференцированного подхода в вопросе формирования количественных и качественных показателей услуг ЖКХ», - считает Дмитрий Забавин.
Представители общественных организаций отмечают, что публикуется много информации о том, что жэки являются убыточными, что накапливаются огромные долги из-за того, что многие потребители не оплачивают услуги. Но мало кто задается вопросом, почему сложилась такая ситуация по накапливанию долгов населения. Можно сделать предположение, что часть потребителей не платят из принципа, потому что не видят, за что они должны платить, так как часть услуг предоставляется некачественно или не предоставляется вовсе. Следовательно, необходимо провести ряд изменений, призванных улучшить качество услуг ЖКХ, тогда часть проблемы с долгами решится сама собой.
Пресс-служба общественного объединения «СООМ»
х х х
По сути поставленных вопросов мы попросили ответить руководителей и ведущих специалистов департамента развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Мариупольского горсовета. Предлагаем эту информацию вниманию читателей «Приазовского рабочего».
По первому направлению. Мариупольским исполнительным комитетом было принято решение от 15 июня 2011 г. № 170 «Об утверждении документов, которые регулируют взаимоотношения между исполнителем и потребителем услуг по содержанию домов и придомовой территории», согласно которому утверждены перечень работ, которые выполняются предприятиями, обслуживающими жилищный фонд, а также перечень услуг и размер статей затрат по содержанию домов и придомовой территории, которые подлежат перерасчету в случае невыполнения или выполнения в неполном объеме. Также предприятиями ведется учет по каждому дому отдельно с разбивкой по видам работ и по их структурным затратам (заработная плата, начисления на нее, накладные расходы, материалы и прочее).
По второму направлению. Ранее в постановлении Кабинета министров Украины был включен пункт по общественным слушаньям, но в новой редакции постановления этого пункта нет. Сейчас если услуга не оказывается, то жилищные предприятия обязаны осуществлять перерасчет. Осуществление предложенной активистами-общественниками схемы самостоятельного определения перечня и периодичности оказания услуг может быть осуществлено при принятии новых тарифов на каждый дом отдельно, так как тариф по содержанию домов и придомовой территории последний раз пересматривался более пяти лет назад (в 2006 году); он был принят по типам домов, а также за этот период значительно увеличился размер минимальной заработной платы (в тарифе заложено 375 грн., с 1 января 2013 г. – 1147 грн., рост составил 305,9%), соответственно, и начисления на нее, возросла стоимость материалов на 30%, электроэнергии (цена на сегодняшний день – 0,3648 грн. за 1 кВт, а в тарифе – 0,195 грн., рост составил 87%). Также немаловажное условие для осуществления этого плана – единая точка зрения жителей определенного дома.
По третьему направлению. Заявки на участие в городском смотре-конкурсе от всех желающих по номинациям принимаются районными администрациями. Решением исполнительного комитета Мариупольского городского совета от 21 марта 2012 г. № 84 «О проведении городского смотра-конкурса «Наш двор» утверждены критерии оценки для определения уровня благоустройства территории, принимающей участие в конкурсе. В критериях оценки учтен как вклад жилищных предприятий, так и личный вклад жителей; при этом активное участие небезразличных к своему имуществу жителей в улучшении состояния своих подъездов, дворов и домов является одним из весомых факторов при его оценке комиссией.
Четвертое. В последние несколько лет на жилищно-коммунальных предприятиях проводится оптимизация административно-управленческого персонала, численность административно-управленческого персонала на предприятиях приводится к соотношению 10,5% к общей численности работников предприятия. Сокращение тоже должно проводиться в разумных пределах, ведь дворниками и уборщицами тоже необходимо управлять.
х х х
Итак, мы обнародовали мнения обеих заинтересованных сторон. Приглашаем горожан к обсуждению этой актуальной темы.