Меню сайта
Архив материалов
 Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
       Форма входа
 Пригласить друзей
Пригласить


Пригласить
    Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
          Погода
GISMETEO: Погода по г.Мариуполь
  Курс валют
Курсы НБУ на сегодня
Главная » 2012 » Май » 1 » Теория разбитых окон - как декриминализировали самый криминальный город
12:36
Теория разбитых окон - как декриминализировали самый криминальный город
Теория разбитых окон - как декриминализировали самый криминальный город
В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.
Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».
Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.
Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?
Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает: «Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».
Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.
Нидерландские социологи подтверждают эту мысль (источник). Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой. Листовки бросили на землю 33% велосипедистов. Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. Намусорили уже 69 % велосипедистов.
Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив: «Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».
И Ганн дал команду очищать вагоны. В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание. «У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…
В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему? Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком. Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом. «Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».
В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка. Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму. Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений». Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки. Волшебный стоп-кран сработал.
Комментарий: Это действительно так. Политика Рудольфа Джулиани и Браттона получила название «Zero tolerance» (нулевая терпимость), как реализация «теории разбитых окон». Когда мне пришлось быть у руководства полиции Нью-Йорка, в кабинетах висели портреты Джулиани, хотя он к тому времени уже не был мэром. Полицейские продолжали боготворить бывшего мэра! Конечно, это не единственно верная теория и не единственно правильная стратегия. Но она содержит «рациональное зерно». Достаточно посмотреть, что творится на улицах, во дворах, в садах «культурной столицы»… gilinski (SarTraccc)
  
Категория: Всё об экологии Мариуполя | Просмотров: 734 | Добавил: Админ | Теги: Нью Йорк, граффити, город, социология, полиция, Подземка, криминал, Теория разбитых окон, поезд, мер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
         Мариуполь 2014-2015 - ВОЙНА (АТО).
Мариуполь 2014-2015 - ВОЙНА (АТО). Обращения "ГО Совесть" (документы)
          #ВЫБОРЫ 2015. #Мариуполь
Мариуполь. ВЫБОРЫ 2015. Партия "Молодь до влади" Територіальні виборчі округи Маріуполя"
          ЭЛЕКТРОН.ПОРТАЛ ГОС. УСЛУГ В УКРАИНЕ
ПОРТАЛ ДЕРЖАВНИХ ПОСЛУГ ОНЛАЙН - iGov.org_.ua
         Проведення реформи адміністративно-територіального устрою України
Функціональний алгоритм
         Для всех честных людей
СовБезу ООН: Признать ФСБ международной террористической организацией. Путина - в Гаагский трибунал.
         Мариуполь - центр Приазовья
Подпись за Мариуполь -центр Приазовской области в составе Украины"
          Мариуполь. Карты
Город для людей - Карта городских проблем.( Азовский тризуб) Cоциальные объекты города Мариуполя
         Для жителей зоны АТО и беженцев
Памятка как выжить в зоне АТО Памятка волонтерской сотни для переселенцев Інформаційний ресурс для вимушених переселенців
              Мариуполь. Расписание
МАРИУПОЛЬ. Расписание междугороднего транспорта МАРИУПОЛЬ. ОБНОВЛЕННОЕ РАСПИСАНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ТТУ (ТРОЛЛЕЙБУСЫ)ВСЕ МАРШРУТЫ.
         Наши вебкамеры
Мариуполь - Вид на меткомбинат "Азовсталь"
Категории раздела
ВЫБОРЫ 2015. Партия "Молодь до влади" [50]
Всё об экологии Мариуполя [509]
Пресса о нас [338]
    Партнёры
  • ОНЛАЙН ПЕТИЦИИ. Avaaz - глобальное сетевое сообщество
  • Донбасс SOS
  • АМТ Украинский Социологический Стандарт
  • Програма сприяння парламенту (ПСП)
  • Город для людей - Карта городских проблем. Мариуполь."
  • Генплан - ключ до твого міста
  • Международная журналистская сеть
  • Міжнародна благодійна організація «Екологія-Право-Людина» (ЕПЛ)
  • Екологічний контроль. Екологічні паспорти регіонів
  • НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Комiтет виборцiв України
  • Организация Объединенных Наций
  • Независимая общественная неполитическая некоммерческая организация "Нет произволу власти!Восстановим законность!"
  • Беспредел и коррупция в законе
  • «Харьковская правозащитная группа»
  • Мережа активістів правозахисного руху
  • Правозахисний центр "Поступ"
  • - Greenpeace - Официальный сайт
  • - Greenpeace - Официальная группа Гринпис (В Контакте)
  • Громадське Телебачення. HromadskeTV
  • Группа "История Мариуполя. Против Фальсификации"
  • Українська Гельсінська спілка з прав людини
  • Проект "Ноос" Культура на службі в Ноосфери
  • Online газета "Мариупольская жизнь"
  • Интернет издание "Мариуполь-Экспресс"
  • ТВ канал TBI
  • Общественное движение «За права граждан на экологическую безопасность»
  • Незалежна студпрофспілка "Пряма Дія"
  • stop_oligarh
  • ХВИЛЯ
  • Територіальні громади України
  •          Поиск
             Безкоштовні курси
    польської мови для українців та української для поляків
     
     
    Copyright "Совесть"© 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz