Главная » 2012»Январь»22 » Мариупольские предприятия и власть, как генератор антидонецких настроений
00:54
Мариупольские предприятия и власть, как генератор антидонецких настроений
Мариупольские предприятия и власть, как генератор антидонецких настроений
20.01.2012 17:00:00
О том, что говорили на митинге в минувшее воскресенье в адрес властей, мариупольских предприятий-загрязнителей и их хозяев, написано-напечатано (в том числе и на нашем сайте) немало. Оно и понятно: людей, пришедших к горсовету, достал смог и экобеспредел. В выражениях не стеснялись, ведь подобные акции проводят, чтобы народ высказался. Но я не буду цитировать сказанное на митинге, а упомяну услышанное в тот же день, но совершенно в других местах. Утро 15 января, бабуля на остановке плачется: «Как можно выжить на такую пенсию?! Эта власть – фашисты настоящие!». Три часа позже, центральный рынок. Из речи молодого человека, щедро сдобренной русскими нелитературными выражениями: «Шо за …цены! …Конченый город, почему…. в этом…..Донецке … все дешевле?!» Театральный сквер, разговор двух мужчин: «Да эти донецкие достали уже!».
Конечно, во многих городах давно слышны нелицеприятные оценки в адрес «донецких». Киев и Одесса, Харьков и Львов, Днепропетровск и Симферополь – список можно продолжать очень долго, едва ли не до бесконечности. Местные элиты недовольны вторжением на их территорию, рядовых граждан на бытовом уровне раздражают понаехавшие из Донбасса мигранты. Но в Мариуполе услышать такое десять, пять, два года назад было практически невозможно. Теперь слышим повсеместно. Антидонецкие настроения буйно расцветают на приазовской земле. Поводов хоть отбавляй. Комбинат имени Ильича теперь принадлежит донецким – и все закручивание гаек, усиление контроля и дисциплины воспринимаются работающими на нем мариупольцами, как проявления оккупации. В городе в это же время стало еще хуже с экологией – виноваты донецкие, которым принадлежат заводы. В Мариуполь стало приходить меньше поездов, виновато строительство нового вокзала в Донецке к ЕВРО-2012. Практически закрылся местный аэропорт - виновата глобальная реконструкция Донецкого аэропорта. Таких логических цепочек в головах вчерашних избирателей Януковича, еще два года назад готовых мочить «оранжевых фашистов» и считавших себя патриотами Донбасса, возникает огромное множество. Сегодня словом «фашист» они называют представителей совсем других партий, ни капли не верят в скорейшее «покращення життя» и вообще крайне разочарованы. Не удивлюсь, если ближе к парламентским выборам кто-то из местных кандидатов-мажоритарщиков возьмет на щит лозунг создания Мариупольской области. Шаг беспроигрышный: желающих сказать «Донецкие, убирайтесь вон!» в столице Приазовья к тому времени будет предостаточно.
Я прекрасно понимаю, что в Донецке, как и в других городах нашей страны, живут в большинстве своем нормальные трудолюбивые люди. Но в Донецке, как и в других городах, есть люди, на которых эти трудолюбивые горбатятся. Они заинтересованы в прибыли и вовсе не обязаны быть патриотами не только своего города, но и других населенных пунктов, где живут горбатящиеся на них. Проще говоря, донецкий не обязан заботиться о мариупольских. А вот мариупольцы о себе, о будущем своих детей думать должны. И не только те, которые пришли в воскресенье на митинг, а и те, кто сидят в кабинетах горсовета и заводских конторах, те, от которых еще что-то зависит в их родном городе. Читал во вторник в одной городской газете отчет о наших экологических страстях и сердце кровью обливалось: читателю объясняли популярно, что все – и предприятия, и власть, и даже излишне эмоциональные митингующие – ищут выход под мудрым руководством и по инициативе депутатов от Партии регионов. Все будет хорошо? Но вспоминаешь, что смог над городом сгущается ни неделю, ни месяц, а гораздо больший промежуток времени. И депутаты как-то поздновато забили тревогу, и рабочая группа активизировалась лишь накануне митинга. Говорят, раньше активизироваться мешали новогодние праздники. Ох уж эти праздники! Не дай Бог в них случится какому-нибудь пожару или стихийному бедствию. Очень трудно активизироваться, даже если городская елка не видна из-за смога. Почти также трудно, как мэру лично выйти навстречу агрессивным митингующим…
Большая часть руководителей и менеджмента мариупольских предприятий – наши земляки, но их вполне устраивает роль послушного исполнителя воли донецких хозяев. Так даже легче, можно и перед совестью и перед знакомыми «отмазываться»: это, мол, они меня заставили. Немного напоминает брежневские времена. Тогда днем сидели на партсобраниях, а вечером ругали КПСС на кухнях. Теперь на работе гадят в воздух, которым сами же и дышат, а потом дома или в компании за рюмкой чая матерят «проклятых донецких».
Да, городская власть и забеспокоившийся мэр сегодня могут и не иметь реальных рычагов влияния на предприятия и их хозяев. Наши власти и победнее будут, и в партийной иерархии пониже. Но если не можете ничего радикального предпринять на заводах, наведите порядок хотя бы с транспортом. То, что в городе уничтожен электротранспорт, а на улицах - засилье чадящих маршруток – тоже очень плохо сказывается на экологии. Подвижной состав трамваев и троллейбусов изношен, новые машины приобретаются редко и в мизерном количестве. Купленные в 2011-м три троллейбуса даже торжественно запускали на улицы города после нескольких месяцев работы, но три – это мало! С трамваями еще хуже – в прошлом году вообще не покупали. Этот вид транспорта вымирает: несколько лет 2-й маршрут (следовавший в азовстальскую санзону) ликвидировали вместе с рельсами. Без возможности восстановления.
А в Донецке уже нет маршруток на центральных улицах, обновлен электротранспорт. Донецк – богатый город и он готовится к ЕВРО-2012! Они могут себе это позволить. А мы? Да если бы в Мариуполе в минувшие 15 лет неизменности местной власти реализовывалась разумная стратегическая программа развития электротранспорта, уверен - у нас было бы не хуже. Но куда легче делать сиюминутный бизнес на маршрутках. Кстати, если мариупольские предприятия и власти дискредитируют в глазах своих земляков «донецких», то наши «маршрутчики» первенствуют в деле дискредитации городского головы. Сколько раз Юрий Хотлубей на встречах с громадой и пресс-конференциях обещал и давал поручения выжечь каленым железом язву неуважительного отношения водителей и кондукторов к льготникам. А воз и ныне там. Как выталкивали хамы из машин бабушек и дедушек так и выталкивают. И указаниям мэра им глубоко индифферентны.
P.S.Говорят в Донецке льготников из транспорта не выбрасывают. Уж не знаю – правда ли?