Из-за «предвыборной горячки» Украина проигнорировала Копенгагенский саммит, на котором весь мир решает вопросы борьбы с глобальным потеплением. Ссылки на то, что в нынешней ситуации нам не до этого, неуместны – ведь в столице Дании обсуждаются и перспективы торговли парниковыми квотами, что позволяет стране сегодня привлекать финансы для активизации национальных экологических программ.
Участникам проходящей в Копенгагене 15-я конференции сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата (7-18 декабря) пока не удалось преодолеть основные разногласия, препятствующие достижению соглашения о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу. За неделю заседаний достичь консенсуса не удалось ни по одному из основных пунктов повестки дня.
Кто виноват и сколько это стоит
Напомним, что саммит в столице Дании должен подготовить базу для заключения нового климатического соглашения, которое придет на смену Киотскому в 2012 г. Ключевые вопросы Копенгагенской конференции – определение целевых ориентиров по сокращение выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран; аналогичный план для развивающихся стран; определение источников и объемов финансирования помощи для развивающихся стран, а также механизмов предоставления этой помощи и технологий.
Развивающиеся страны вину за глобальное потепление возлагают на индустриально развитые страны, считая, что они должны взять на себя основную нагрузку, в т.ч., финансовую, за сокращение выбросов парниковых газов. Большинство из этих стран не оспаривают тезис, что участвовать в сокращении выбросов должны все страны, однако уклоняются от принятия на себя конкретных количественных и финансовых обязательств по снижению эмиссии.
В свою очередь, развитые страны настаивают, что на развивающиеся страны (в частности, такие крупные, как Китай, Индия, Бразилия), приходится большая часть прироста выбросов парниковых газов. Соответственно, они также должны принять на себя обязательства по сокращению эмиссии.
Ключевым спорным вопросом остается также определение точки отсчета, на основе которой будут строиться обязательства стран по сокращению выбросов.
Ряд государств США и Китая требуют, чтобы точкой отсчета стал уровень выбросов парниковых газов на момент 2005 г. Однако для стран бывшего СССР, включая Украину и Россию, выгодно, чтобы обязательства базировались на уровне 1990 г., когда экономика этих стран имела макисмальный уровень эмиссии.
Киев не заметил Копенгаген
Напомним, что подписанный в 1997 г. Киотский протокол обязал развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2% в 2008-2012 гг. по сравнению с 1990 годом.
Этот документ, срок действия которого заканчивается в 2012 г. ратифицировали более 160 стран, в том числе Украина. Для нашей страны подписание Киотского протокола было выгодно не только потому, что фактически нам не требовалось снижать выбросы (из-за затяжного кризиса в экономике их объем и так существенно сократился), но также из-за возможности «продать свои права на загрязнение атмосферы» другим странам (об этом ниже).
С начала 2000-х годов по 2008-й год Украина находилась в фазе устойчивого экономического роста, и по ряду показателей промышленности вышла на уровень 1990 года. Разумеется, росли и выбросы, более того, по данным ряда экологических организаций, уже в 2007 г. Украина входила в «двадцатку» наибольших загрязнителей мира выбросами СО2.
Полученная по Киотскому протоколу «передышка» не слишком эффективно использовалась нашей страной. Украинская промышленность остается одной из самых энергоемких в мире, этот показатель в 2-4 раза хуже, чем у наиболее развитых стран.
На конференцию в Копенгаген официальные представители правительства Украины не приехали, что не осталось незамеченными ее участниками. Во всем мире выборы, даже президентские, считают недостаточным основанием для игнорирования таких форумов.
Тем более что наша страна должна была высказать свою позицию по целям и срокам сокращения эмиссии. На правительственном уровне обсуждалось, но не было принято предложения сократить выбросы на 20% до 2020 г. и 50% до 2050 г. Украинские же экологи считают это недостаточным и предлагают другой план – стабилизировать текущие выбросы, т.е. не превышать уровня 2009 года, который будет означать -45% сравнительно с 1990.
Вечером – деньги
Большая часть развитых стран, участвующих в переговорах, уже заявила о численных обязательствах по сокращению выбросов парниковых газов. США и Япония готовы снизить свои выбросы на 17% с 2005 по 2020 гг., Канада – на 20% за этот же период. Европейский союз к 2020 г. планирует снизить выбросы на 20% по сравнению с 1990 г.
Китай готов сократить к 2020 г. выбросы на 40-45% по сравнению с уровнем 2005 г., но при условии, что развитые страны к этому же году снизят уровень выбросов углекислого газа на 40% по сравнению с уровнем 1990 года, что заранее невыполнимо. По подсчетам китайских аналитиков, для КНР достижение этих показателей будет стоить $30 млрд. дополнительных инвестиций.
Индия, которая занимает 4-е место в мире по объему выбросов (первые 3 – Китай, США и Россия), вообще не собирается принимать никаких официальных обязательств.
Россия занимает аналогичную украинской позицию – страна готова к 2020 г. снизить уровень выбросов на 20-25%, но по сравнению с 1990 г.
Для большинства стран, особенно, развивающихся, снижение выбросов – это только финансовый вопрос. Можно брать на себя любые красивые обязательства – но как их реализовать, не имея ресурсов? Многие страны считают, что обеспечить рост экономики и повысить уровень жизни – цели не менее, или более важные, чем снижение выбросов.
На саммите в Копенгагене рассматривается несколько вариантов соглашения, но самый больший скандал вызвал т.н. «Датский текст», где якобы предусматривается предоставление развитым странам права осуществлять вдвое больше выбросов парниковых газов в атмосферу, чем развивающимся (2,67 т против 1,44 т). Развивающиеся страны пока настаивают на продлении Киотского протокола, где основные обязательства налагаются на развитые страны.
Украина спешит
Что касается Украины, то для нас важно сохранить возможность продажи национальных квот на выбросы, поскольку страна не имеет других источников финансирования внедрения энергосберегающих технологий.
Пока же внутри страны может разгореться скандал, связанный с возможным нецелевым расходованием 250 млн. евро, полученных от продажи Японии квот на выбросы.
Эти деньги должны быть потрачены на внедрение энергосберегающих проектов, однако правительство отказалось обнародовать данную информацию, посчитав ее конфиденциальной.
Всего за 2009 г. Украина обязалась продать Японии несколько партий квот общим объемом 30 млн. т ЕУК (единиц установленного количества эквивалента СО2) при средней цене порядка 8 евро/т.
Уже в декабре 2009 г. НАЭИ заключило договор о продаже 3 млн. ЕУК Испании, цена их не оглашена, однако указывается, что целью сделки является привлечения больше 100 млн. евро для финансирования снижения выбросов.
Напомним, что учитывая большой запас по допустимым выбросам, Украина (теоретически) может продать по киотским механизмам более 400 млн. т экв. СО2, заработав до 1 млрд. евро (если взять за основу цену в «японской сделке»). Практически же необходимо торопиться – после 2012 г. данный механизм, скорее всего, будет существенно изменен. У торговли квотами уже очень много противников, которые считают, что Украина и другие страны не имеют право торговать квотами, которые был получены не за счет системного внедрения мер по уменьшению выбросов парниковых газов, а за счет экономического спада в 1990-х.
Реально у нас есть не более года, чтобы реализовать максимум квот, но главное, вместе с этим деньгами привлечь крупных западных партнеров и современные технологии для модернизации коммунхоза, химпрома, металлургии и угольной промышленности.
Георгий Карпенко
Источник: УкрРудПром (декабрь 2009)
|